среда, 22 июля 2009 г.

Про церковь, медицину и тупость через призму плохого настроения

Так уж случилось, но развитие науки (и особенно медицины) испокон веков шло вразрез с устоями общества – так называемой моралью, но по сути – религиозными догмами. Церковь, этот монополист истины, практически до середины девятнадцатого века откровенно противоставляла практическую науку и праведный образ жизни – вспомните хотя бы аутопсию. И, как это ни удивительно, но на глубинных, подсознательных уровнях, конфликт между передовым и правильным сохранился и в наш просвещенный век. Опыты на людях проводить чудовищно? А на убийцах, приговоренных к смерти? А на добровольцах? Лишать права материнства/отцовства людей с генетическими отклонениями - фашизм? А закрывать их в интернатах? Переливание крови, трансплантация органов, аборт?

В средние века, во время чумных эпидемий, достаточно долгий период повсеместно было распространено мнение о … греховности лечения от смертельной заразы. Недуг – кара божья. Следовательно, препятствовать его распространению или пытаться его излечить – идти против воли бога. А за это – прямо в ад! Тому же, на кого у бога не хватало времени, в ад отправиться помогали благочестивые последователи религиозных учений. Если вы думаете, что с тех пор много воды утекло – зря. Не так давно один из главных провайдеров всевышнего на земле, Бенедикт XVI, заявил, что пандемию СПИДа презервативы не остановят. Ну конечно, ему-то просто – ему не рожать, кровь не переливать, у больных родителей не рождаться. Сексом с человеком, который не знает о своем ВИЧ-статусе, тоже не заниматься. Папе Римскому с умным личиком можно говорить много глупостей – впрочем, как и его коллеге по дурдому Кириллу. Пугает то, что эти глупости постепенно становятся откровенно опасными. Монополия на общественную мораль – людоедская вещь в нынешнем мире.

Если бы бог хотел, чтобы у человека были сменные органы, они росли бы на грядках? Вполне логично – для тех, кто верит в бога и откровенно туп. Но если идти по этой логике дальше… Если бы бог хотел, чтобы человек летал? Если бы бог хотел, чтобы человек ездил? Если бы бог хотел, чтобы человек какал на унитаз? … И так далее до бесконечности. Но вот мне интересно: как же священники добираются к своей пастве за океаном? Неужели вплавь, используя только мышцы, непосредственно дарованные богом?

Но человек – не только животное. А значит, чистой науки или чистой морали не бывает. Есть только разумный компромисс между ними – он называется этикой и регулируется массой уставов и правил. Или совестью – но уж она-то понятие первичное и непознанное. И к нашим религиозным деятелям имеет отношение весьма опосредованное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий